Конкуренция и рынок, Санкт-Петербург,
23 августа 2002 г.
Страхование финансовых рисков входит в моду 1051 просмотр
В финансовых кругах сложилось мнение, будто спрос на страхование финансовых рисков растет медленно. И, мол, страховые компании делают в этой области пока лишь первые шаги. И уж, естественно, ни о какой конкуренции речи быть не может, поскольку ниша только начала развиваться и места под солнцем хватает всем. Это верно в отношении всех видов страхования финансовых рисков. Всех, кроме страхования рисков в экспортно-импортной сфере. На этом фронте разгорается жесткая конкурентная борьба.
Первые, но не единственные
Пока страхование финансовых рисков пребывает в отроческом возрасте. Об этом можно судить хотя бы потому, что на настоящий момент в рядах страховщиков нет даже единой терминологии. Страховщики включают в термин «страхование финансовых рисков» многие виды, относящиеся к имущественному страхованию: например, страхование лизинговой деятельности или страхование ипотеки. И поскольку потенциал рынка необычайно широк, а распылять усилия — чревато, каждая компания выбрала некий перечень основных направлений и постепенно их разрабатывает. Так, по словам ведущего специалиста отдела корпоративного страхования Петербургского филиала страховой компании «РОСНО» Раисы Корнеевой, основными направлениями страхования финансовых рисков в филиале являются страхование товарных кредитов с отсрочкой платежа; финансовых рисков, связанных с реализацией строительных проектов; убытков от перерыва в производстве. СК «Интеррос-Согласие» активно развивает направление комплексного страхования проектных рисков. Например, эта компания обслуживала строительство порта в Кронштадте. СК «Ренессанс» акцентируется на ипотечном страховании. Как бы ни был широк рынок, в нем нашлись «узкие места», в которых пересеклись интересы различных страховщиков. И, естественно, конкурентная борьба пошла по всем направлениям: от совершенствования качества услуги, до роста рекламной активности. Докатившимся до бизнес-прессы эхом этой борьбы можно считать последовавшие буквально друг за другом сообщения информагенств. Петербургское страховое общество «Помощь» заявило о заключении юбилейного, трехтысячного договора страхования финансовых рисков в экспортно-импортной сфере (услуга оказывается с мая 1999 г.). А московский офис «Ингосстраха» распространил информацию о начале реализации страховой программы, позволяющей защитить импортеров от рисков невозврата авансовых платежей в случае непоставки товара, что, по сути, совпадает с услугой «Помощи». Причем, заявление «Ингосстраха» сформулировано таким образом, будто они в этой сфере первые и единственные, хотя лицензию на данный вид страхования, кроме «Помощи», только по Петербургу имеют и «Промышленно-страховая компания», и «Интеррос-Согласие»...
Камень преткновения
Теперь — о технике дела или о том, как оказывается данная услуга. Участники внешнеэкономической деятельности, осуществляющие импорт товаров на условиях предоплаты, обязаны открывать в банке депозит «в размере средств, перечисленных на покупку валюты, и на период, равный периоду поставки товара». На импортера ложится весьма богатая процедурными сложностями обязанность по оформлению депозита. Кроме того, участник ВЭД оказывается перед перспективой выводить из обращения сумму, вдвое превышающую размер платежа. Однако существует абсолютно легитимный и безрисковый способ избежать необходимости открытия депозита, к сожалению, недостаточно известный среди фирм-импортеров. Согласно пункту 1.3 Указания ЦБ РФ № 543-У от 14.04.99, размер депонированных средств может быть уменьшен путем заключения договора страхования риска невозврата иностранной валюты, заключенного между юридическим лицом-резидентом и страховой компанией, имеющей лицензию на право страхования экспортных кредитов. То есть, в альтернативном варианте импортер вместо открытия депозита просто предоставляет в банк страховой полис. Правда, перед процедурой страхования страховщик должен тщательно изучить участников сделки. Проверке подлежат все факторы, характеризующие надежность этих фирм: состав учредителей, срок присутствия на рынке, отношения с партнерами, наличие счетов в банке и т.п. И именно на этой стадии из-за громоздкости и высокой себестоимости процедуры многие клиенты отказываются от услуги. То есть конкурентная борьба между оказывающими эту услугу страховщиками, во-первых, развивается в плоскости, кто и на какую сумму сможет снизить стоимость и продолжительность проверки, а во-вторых, в позиции — кто оперативней доведет суть услуги до потенциальных клиентов. С одной стороны, рекламные возможности «Ингосстраха» значительно выше, чем у петербургских страховщиков. Но москвичи взимают плату за экспертную оценку участников сделки. Начальник отдела страхования финансовых рисков петербургского страхового общества «Помощь» Лариса Трунтаева, со своей стороны, заявляет: «Мы бесплатно проводим проверку зарубежных контрагентов на предмет того, смогут ли они выполнить условия контракта». И такой маркетинговый ход уравновешивает возможности конкурентов, как минимум, на Петербургском рынке.
Как ляжет банковская карта?
Еще один стратегический ракурс конкурентной борьбы — готовность банков к сотрудничеству. Банкам, на первый взгляд, не выгодно принимать полис вместо открытия депозита. Однако в последнее время банки начали гораздо охотней идти на сотрудничество со страховщиками. Ведь, во-первых, размеры аккумулируемых страховыми компаниями средств стали для банков достаточно привлекательными (в 2001 году российскими страховщиками суммарно собрано чуть меньше $10 млрд), а во-вторых, обе стороны весьма заинтересованы в расширении клиентской базы, и обмен информацией здесь взаимовыгоден. На практике это превращается в различные формы партнерских отношений: от взаиморекламы до настойчивых рекомендаций банка страховаться у конкретного страховщика. Причем процесс развился настолько, что, по словам заместителя директора Северо-западного окружного филиала СК «Интеррос-Согласие» Михаила Кривцова, банки при выгодных предложениях все чаще соглашаются работать с «чужими» компаниями, не смотря на то, что в рамках холдинга или другого объединения есть свои компании. В результате каждая страховая компания постоянно расширяет круг дружественных банков. У СК «Интеррос-Согласие» это ОАО «Коммерческий банк «Балтонексим Банк», ОАО «Санкт-Петербургский акционерный коммерческий банк «Таврический», ЗАО «Акционерный коммерческий банк «Межрегиональный Инвестиционный Банк»... У «Ренессанса» — ЗАО «Банк «Менатеп СПб» и представительство «Райффайзенбанка». У СК «Помощь» — Сбербанк, ОАО «Санкт-петербургский Инвестиционный Технохимбанк», ПСБ, ООО «Коммерческий банк «Финансовый Капитал» (всего около 20 банков). «Ингосстрах-СПб» тесно работает с 7 банками, ПСК — с 20-ю. Как сообщил начальник управления валютно-финансовых операций банка «Финансовый Капитал» Антон Адамов: «Все наши импортеры с удовольствием пользуются возможностью застраховать риск невозврата валюты». Поэтому возможность завоевания и монопольное владение «Ингосстрахом» обсуждаемым сегментом рынка кажется маловероятным. И не только в силу приведенных выше фактов. Но и потому, что в Петербурге еще четыре страховщика в настоящее время оформляют лицензии на данный вид страхования. Ничего удивительного. Рынок страхования экспортно-импортных операций весьма привлекателен. По оценкам экспертов, в этом году национальный импорт достигнет 60 млрд долл., а схему предоплаты при расчетах используют 35% импортеров.
Вся пресса за 23 августа 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования, Маркетинг, Сотрудничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
9 сентября 2025 г.

|
|
ПРАЙМ, 9 сентября 2025 г.
Страховщик назвал главную причину страховых случаев с российскими туристами

|
|
Forbes, 9 сентября 2025 г.
Тяжкий груз: перевозчики товаров страхуются на 20% чаще, несмотря на рост тарифов

|
|
Парламентская газета, 9 сентября 2025 г.
Менять страховую и поликлинику россияне смогут раз в год

|
|
Российская газета, 9 сентября 2025 г.
Навязывать дополнительные товары и услуги больше нельзя. Как работают новые поправки в закон?

|
|
Российская газета, 9 сентября 2025 г.
В каких случаях при аварии с участием электросамоката не стоит рассчитывать на страховку

|
8 сентября 2025 г.

|
|
Ведомости онлайн, 8 сентября 2025 г.
«Аэрофлот» потратит $1,1 млрд на страховое урегулирование по 36 самолетам

|
|
РБК (RBC.ru), 8 сентября 2025 г.
В Москве и Петербурге продажи онлайн-полисов ОСАГО выросли на треть

|
|
РБК (RBC.ru), 8 сентября 2025 г.
«Аэрофлот» завершил страховое урегулирование по 17 самолетам

|
|
РБК.Кубань, 8 сентября 2025 г.
Аграрии Юга и Кавказа застраховали 4,3 млн га посевов под урожай 2025 г.

|
|
Москва FM, 8 сентября 2025 г.
Работодатели стали чаще оформлять ДМС своим сотрудникам

|
|
Кубань Информ, 8 сентября 2025 г.
Свыше 1 млн га застраховали аграрии Кубани под урожай 2025 года

|
|
Лента.Ру, 8 сентября 2025 г.
Россиянам заплатили сотни миллионов за упавшие на их машины предметы

|
|
korins.ru, 8 сентября 2025 г.
Чаще всего компании страхуют грузы в Московской области, Краснодарском и Приморском крае

|
|
ПРАЙМ, 8 сентября 2025 г.
Объем продаж краткосрочных ОСАГО приблизился к миллиарду рублей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 8 сентября 2025 г.
В Казахстане ограничены агентские комиссии по кредитному страхованию до 10%

|
|
Казахстанский портал о страховании, 8 сентября 2025 г.
Страховой рынок Казахстана: активы достигли 3,6 трлн тенге, премии выросли на 17% в январе–июле 2025 года

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 8 сентября 2025 г.
Аграрии юга застраховали более 4,3 млн гектаров посевов под урожай 2025 года

|
 Остальные материалы за 8 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|